Гарантия - что это такое?
Реальный срок надёжной работы стартерной аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от интенсивности использования автомобиля. Этот срок может быть существенно больше гарантийного, но может быть и равным ему (например, режим такси). Поскольку пробег автомобиля от момента установки новой батареи до её выхода из строя не может быть объективно учтён, да и состояние её заряженности и обслуживание за период эксплуатации не фиксируется, то гарантийный срок назначается только на выявление дефектов изготовления, а не на ресурсный срок работы изделия.
Как показывает практика, все производственные дефекты аккумулятора проявляются в течение первого года эксплуатации и она просто физически не может отслужить два-три года. Но слова «гарантийный срок» создают у автовладельца иллюзию, что аккумулятор вышедший из строя по причине износа пластин вследствие бесконтрольной эксплуатации и полного забвения, можно предъявлять в гарантийный пункт на бесплатную замену. Именно поэтому возникают очень серьёзные конфликты между продавцами аккумуляторов и их владельцами.
Покупатель должен понимать, что Гарантия предоставляется только на заводской брак, который производитель не смог выявить на производстве. В данном случае Гарантия является подстраховкой в процессе контроля качества производителя.
Гарантия не предоставляется на режим или ресурс эксплуатации аккумулятора, на ресурс пробега и т.д.
Отказ в работе аккумулятора наступает в двух случаях: заводского брака и эксплуатационного брака.
Заводской брак – по статистике выявление заводского брака происходит в первые - 6 (шесть) месяцев эксплуатации. А так, как производители нередко называют более длительный срок предоставления гарантии (2-3 года), то в этом заложено определенное лукавство перед потребителем. Замена батареи происходит только при выявлении заводского брака (обрыв цепи и короткого замыкания). Поэтому если предоставление гарантии имеет длительный срок, значит, продавец декларирует покупателю эксплуатационный ресурс продаваемого аккумулятора.
Обращение в гарантийный пункт
Представление АКБ в гарантийный пункт должно производиться при наличии правильно оформленного гарантийного талона. В котором должно быть указано тип и показатели АКБ при продаже (ЭДС, напряжение при нагрузке 150-200А на 5-7 секунд разряда, тест прибором на исправность), дата продажи, роспись покупателя и продавца, а также печать торгующей организации (магазина).
Представленную АКБ при приёме осматривают в присутствии клиента внешне на отсутствие каких-либо повреждений, сличают надписи на батарее с записями в Гарантийном Талоне, сделанные при покупке (тип батареи, торговую марку, шифр даты изготовления).
Измеряют статические показатели аккумулятора: ЭДС, плотность электролита, его температуру и уровень над блоками пластин (при наличии пробок). Фиксируется цвет индикатора (при его наличии). Проводят тест прибором по току EN и разряд на вилку-пробник (током 150-200А) в течение 10-15 секунд и фиксируются изменение напряжения разряда цифровым прибором, подключенным к полюсным выводам батареи. Сопоставляя статические показатели батареи и показатели разряда, делают предварительное заключение о её состоянии. В некоторых случаях батарею целесообразно подключить к зарядному устройству для проверки целостности внутренней цепи. Зарядное устройство должно быть с ручной регулировкой тока с напряжением заряда не менее 20V, так как глубокоразряженные батареи имеют повышенное внутреннее сопротивление. При отсутствии зарядного тока у подключенной к зарядному устройству батареи необходимо через отверствия в крышке проверить наличие разрыва между банками по скачку напряжения от одной банки к другой.
Полный заряд разряженной батареи проводится а режиме постоянного тока, либо постоянного напряжения до стабилизации принятых показателей (плотности электролита, приведённой к 25С, напряжения на полюсных выводах 16,0-16,3V при токе в конце заряда 5% от величины номинальной ёмкости). В процессе заряда плотность электролита контролируется в каждой банке при номинальном уровне его над блоками пластин, ведётся наблюдение за «кипением» электролита в каждой банке, в конце зарядки проводится корректировка плотности в «отстающих» банках до нормы.
После полного заряда и «отдыха» (отгазовки) в течении 10-15 часов аккумуляторную батарею подвергают разряду током 0,4-0,6 EN при 20-25С. Напряжение при разряде в течении 20-30 секунд характеризует состояние батареи с учетом износа. Оно в этот период времени не должно резко снижаться и составлять не менее 10V.
Такая батарея является исправной. При наличии темного электролита стабильность напряжения устанавливается при более низком значении. При наличии дефекта в батарее можно видеть «кипение» электролита в дефектной банке, выделение пара (газа с резким запахом). Батарея подлежит вскрытию для точного установления вида дефекта: является ли он производственным или произошёл в процессе эксплуатации.
Режим заряда и последующей проверки «беспробочной» батареи значительно сложнее. При определенном опыте и навыках специалист может просверлить в крышке такой батареи отверстие диаметром 5-6мм., для контроля наличия уровня и плотности электролита в банках. После завершения испытаний у исправных аккумуляторов отверстия запаиваются с помощью обычного паяльника и полосок любой подходящей для этого пластмассы. Неисправные батареи вскрываются для вынесения заключения о характере дефекта.
Обрыв цепи.
Все положительные пластины одной банки соединены между собой, образуя полублок, скрепленный мостиком.
Тоже самое и с отрицательными пластинами. В отдельную секцию (банку) помещены два полублока – один из отрицательных, другой из положительных пластин. При этом в блоке той и другой полярности зависит от ёмкости батареи: чем больше номинальная ёмкость, тем больше число пластин. Так вот, один полублок соединён сквозь перегородку с одной стороны с полублоком противоположной полярности в соседней ячейке, а другой полублок, в другую сторону, также сквозь перегородку соединен с полублоком опять же противоположной полярности. Таким образом, вся батарея состоит из последовательного соединения полублоков пластин разной полярности. А сами разнополюсные пластины между собою разделены так называемыми «сепараторами», предотвращающими их контакт. Крайние мостики полублоков пластин соединены борнами с полюсными выводами на крышке батареи.
Так вот, иногда в этих соединениях нет надежного контакта. Тогда мы говорим, что имеется «холодный спай». Обычно такое случается, если одно из соединений успело покрыться слоем окиси – в этом случае охватывающий его расплавленный свинец образует лишь механическое соединение, не сливаясь в одно целое. При протекании стартерного тока (а он достаточно велик) здесь выделяется большое количество тепла, окисление ещё больше ухудшает контакт. Затем место «холодного спая» вообще расплавляется и образуется обрыв.
Короткое замыкание.
При сборке, когда отдельные блоки пластин опускаются в корпус, какой-то блок может опуститься с перекосом. При этом острый угол смежной пластины может повредить соседний конверт, и в месте повреждения возникает замыкание. Такой же нежелательный контакт может в этой ситуации образоваться и вверху, у мостиков, если размеры конверта по высоте оказались несколько меньшими.
По технологии конверт-сепаратор должен выступать над пластиной на 5-7мм, это гарантирует хорошую изоляцию пластин друг от друга.
Но, вероятно, в целях экономии, иногда этот запас уменьшают до 2-3мм. И тогда, при малейшей неточности сборки может возникнуть замыкание разнополюсных пластин в верхней части блока. К такому же результату приводит неверная регулировка автомата, который «натягивает» сепаратор при изготовлении конверта: излишне натянутая плёнка потом «садится2, и конверт становится короче.
Полный отказ батареи обычно связан с разрывом внутренней цепи в деталях, скрепляемых сваркой при изготовлении. Чаще всего этот дефект проявляется при продолжительном (затрудненном) пуске двигателя, либо при тряске во время движения.
Короткое замыкание между электродами (пластинами) различной полярности. Он чаще всего связан с повреждением сепараторов в процессе сборки, неправильным размещением сепаратора в блоке пластин или перекосом отдельных пластин в самом блоке. При наличии такого дефекта аккумулятор в определенных условиях (в летнее время) может сохранять работоспособность, но его пусковая мощность значительно снижается. При бездействии батареи в течении одной-двух недель короткое замыкание в какой-либо банке может быть легко установлено путем измерения плотности электролита. В дефектной банке она снижается более интенсивно, чем в остальных. Практика показывает, что в батарее не встречаются два и более одинаковых дефекта производственного характера. Влияние короткого замыкания на скорость снижения плотности электролита в значительной мере зависит от «надёжности» (прочности) образовавшегося контакта между разнополюсными пластинами. Наличие такого дефекта в аккумуляторе не только снижает пусковую мощность, но также может привести в зимнее время к замерзанию электролита дефектной банки и разрушению льдом корпуса батареи. При стационарном заряде дефектная банка в аккумуляторе не «кипит». Плотность электролита при заряде увеличивается медленнее, чем в остальных банках, либо совсем не поднимается, сколько бы батарея не стояла на заряде. При стартерном разряде (на стенде, на пробник-вилку и т.п.) банка в аккумуляторе с коротким замыканием интенсивно «кипит».
К батареям, признаваемым дефектными (по производственным причинам), могут быть отнесены аккумуляторы, электроды которых содержат неотформированную активную массу (при батарейном формировании). Они имеют низкие пусковые характеристики, обеспечивают малое количество попыток запуска двигателя (2-3). Батарея интенсивно «кипит» при заряде и разряде.
К разряду производственных дефектов могут быть также отнесены обрывы отдельных пластин в блоке из-за низкого качества их приварки к мосту. На практике отмечены случаи, когда ушки всех пластин в блоке не имеют надёжного соединения с мостиком, происходит их оплавление и потеря контакта пластин с мостиком. При стартерном разряде электролит в такой банке интенсивно «кипит», хотя при бездействии аккумулятора плотность электролита в ней не снижается по причине того, что короткого замыкания между разноплюсными пластинами при этом дефекте нет.
Гарантийный срок на аккумуляторную батарею предполагает её безотказную работу по условиям изготовления – отсутствие дефектов производственного характера в назначенный период. Выявление и подтверждение дефекта батареи, особенно после 10-12 месяцев эксплуатации, должно выполняться в специализированных центрах путем её вскрытия.
Повторяющимися дефектами изготовления являются: полный разрыв цепи внутри аккумуляторной батареи, либо короткое замыкание разнополюсных пластин в одной из банок. Эти дефекты могут иметь в батареях любого исполнения (как по конструкции, так и по состоянию: сухозаряженные или залитые электролитом и заряженные). В отдельных случаях имеет место течь вследствие некачественной тепловой сварки верхней крышки с корпусом. При этом, однако, осмотром должно быть установлено отсутствие механического воздействия на корпус или крышку. В летнее время течь электролита может происходить из вентиляционного отверстия на торцевой стороне батареи. Причиной может быть повышенная температура электролита, его высокий уровень над блоками пластин, интенсивный заряд (неисправность регулятора напряжения). Следует отметить, что переход производителей на конструкцию аккумулятора с общим вентиляционным каналом для газов привёл к уменьшению расстояния от поверхности электролита до отверстия (по сравнению конструкцией батарей с пробками), через которое он и может вытекать.
Некачественная сварка между банками полублоков пластин (внутри батареи) или полюсного вывода с борном, создают разрыв зарядной (а также разрядной) цепи и нарушают режим внутренних процессов и работы аккумулятора в целом. Короткое замыкание разнополюсных пластин в блоках происходит в случаях перекоса отдельных пластин при литье мостика полублока, при повреждениях сепараторов-конвертов острыми углами (кромками) пластин, при применении коротких по высоте сепараторов и т.д.
Короткое замыкание в одной из банок снижает напряжение на 1,5-2,0 V, но батарея может сохранять работоспособность. Короткое замыкание между пластинами происходит при малых токах и напряжении одного блока (банки), а процесс разряда происходит в жидкости (электролите). «Закороченная» банка теряет способность отдавать энергию (как и принимать её при заряде), не «выкипает» при заряде в процессе эксплуатации. Заполненная электролитом с низкой плотностью, она становится «балластом» в батарее. Таким образом, короткое замыкание внутри стартерной батареи приводит к снижению её потенциальной энергии, заложенной при заряде в активной массе пластин и электролите.
При некачественной сварке соединительных мостиков между банками, а также полюсных выводов, возникает разрыв цепи разряда внутри батареи, который не позволяет использовать её, как источник энергии. В гарантийный период такой аккумулятор подлежит замене.
Важно, чтобы на всех этапах оценки состояния батареи её проводили специалисты с опытом работы. Характерно, что таким испытаниям часто подвергаются образцы аккумуляторов, гарантийный срок которых ещё не закончился. Владельцы таких батарей часто делают упор именно на наличие гарантийного обязательства производителя, снимая с себя ответственность за её отказ и мотивируя это тем, что она «необслуживаемая» и контролировать состояние её заряженности не требовалось. Необходимо ещё раз отметить, что гарантийный срок назначается на случай обнаружения в этот период дефекта изготовления. По факту обнаружения производственного дефекта, батарея, конечно, подлежит замене, но практика показывает, что при наличии такого дефекта она не может надёжно работать 2-3 года. Эти сроки назначаются в рекламных целях и носит именно временной характер. Пробег автомобиля при этом не закладывается и не учитывается. Производственные дефекты (брак сварки МЭС, полюсных выводов и пластин к мостикам, повреждение сепараторов, установка блоков пластин в отдельных банках наоборот, некачественная приварка крышек к перегородкам между банками и т.д.) либо резко снижают надёжность работы батареи в пусковом режиме, либо сразу приводят к её отказу. Практика показывает, что АКБ с такими дефектами предъявляются на проверку в течении 1-6 месяцев после покупки. С учётом большого количества автомобилей, работающих с низкой интенсивностью или сезонно, целесообразным гарантийный срок на выявление производственного дефекта можно считать 12-15 месяцев.
Определение заводского и эксплуатационного брака:
- проверить целостность корпуса и крышки (отсутствие вмятин, трещин, сколов, следов потёков на боковых поверхностях);
- замерить ЭДС и другие показатели состояния батареи….
- проверить цвет индикатора заряженности (при его наличии);
- произвести разряд батареи (10-15 сек.) на вилку-пробник (150-200 А), отмечая изменение напряжения точным прибором (тестером) и наблюдая за электролитом в банках;
- на ощупь проверить нагрев полюсных выводов после разряда.
Если замечаний нет, тогда аккумулятор необходимо полностью зарядить и снять стартерную характеристику током 0,6 EN при +20-25 С до 9,0 V (не менее 1,5 мин.), согласно ГОСТ 959-2002 (последний абзац, пункт 5.5.3).
В дефектной банке электролит «закипит», может появиться специфический запах, явно прослушивающийся шум внутри банки.
Вскрытие и осмотр блока пластин дефектной банки позволяет точно определить происхождение дефекта – является ли он производственным или возник в ходе эксплуатации.
Неисправность аккумулятора устанавливается путём измерения её статических показателей, а также в режиме разряда током, установленным для данного типа. Значения показателей должны быть в пределах принятых норм для исправных батарей. Проверка на дефектность (исправность) АКБ, если её предыстория неизвестна, проводится только после полного заряда с корректировкой уровня и плотности электролита по банкам (при наличии пробок). Показатели состояния и разряда фиксируются.
Для определения состояния АКБ необходимы: ареометр, тестер для измерения ЭДС, нагрузочная вилка-пробник на 150-200 А, стенд зарядно-разрядный (разряд до 500-700 А). В практической работе аккумуляторщика вообще очень полезен тестер, оценивающий внутреннее состояние АКБ.
Признаки неправильных условий эксплуатации:
- деформация пластин;
- наличие коррозии решёток положительных пластин, изменение цвета сепараторов;
- изменённый цвет и уровень электролита;
- изменённый цвет активной массы положительных и отрицательных пластин;
- расслоение активной массы и образование в ней зазоров (видимых на просвет);
- наличие накипи на пробках и на внутренней поверхности крышки;
- выпуклость торцевых (а иногда и боковых) стенок корпуса;
- оплавление полюсных выводов;
- отклеившиеся, скрученные от чрезмерного нагрева наклеенные этикетки и стикеры на корпусе АКБ и т.д.
Одна из уловок гарантийных мастеров: зачастую, причиной отказа от замены дефектной батареи, становится наличие царапин и небольших вмятин на корпусе и полюсных выводов батареи. Часто пишут, в протоколе первичного осмотра: "... механические повреждения..." Нужно чётко различать, где "механические повреждения" а где "следы эксплуатации и обслуживания". При эксплуатации аккумуляторной батареи, на транспортном средстве, водитель (согласно инструкции) обязан регулярно проверять состояние батареи (плотность и уровень электролита, степень заряженности и т.д.), производить регламентные работы (обслуживание, дозаряд до полной ёмкости). На многих автомобилях, обслуживание аккумуляторов невозможно без снятия батареи с автомобиля, а, при любых работах, по снятию и установке, практически всегда остаются "следы". К "механическим повреждениям" следует отнести только те повреждения, которые могут повлиять на технические характеристики батареи (подтекание электролита, деформация электродов, повреждение сепараторов). Всё остальное - "Следы эксплуатации"...
Дефектная аккумуляторная батарея должна быть вскрыта, дефектные детали рассмотрены, происхождение дефектов объяснено. Исправный аккумулятор вскрывать не следует, его подвергают разряду на стенде (на нагрузку).
При экспертных контрольных испытаниях (до вскрытия) стартерной батареи, не способной запускать двигатель, ЭДС которой часто бывает близкой к норме, а заряд проходит с пульсацией величины тока, необходимо использовать метод поиска разрыва цепи внутри аккумуляторной батареи.
В режиме заряда (при наличии пробок в крышке) с помощью вольтметра провести измерение напряжения поочерёдно от полюсных выводов по электролиту в банках, перенося измерительны щуп из одной банки в другую, отмечая при этом изменение величины напряжения от начала измерения. Каждый переход даёт прибавку напряжения 2.0-2.5 V. При переходе через дефектное соединение между банками скачёк напряжения будет более значительным и может составлять 3.0-4.0 V и более. Измерение напряжения следует повторить от каждого полюсного вывода аккумулятора (для достоверности). Для батарей, изготовленных без пробок в крышке, применение рассмотренного выше способа возможно только после сверления отверстий в крышке над каждой банкой по выверенным точкам. Эти точки обозначены в местах, где двухслойная крышка имеет скрытые отверстия в нижнем слое. Отверстие от индикатора (его необходимо извлечь) тоже можно использовать.
Если АКБ длительное время находилась в бездействии (хранилась) в разряженном состоянии, то её стационарный заряд от маломощного зарядного устройства становится невозможным. В этом случае не следует принимать как разрыв цепи. Измерение напряжения заряда по электролиту (по банкам) покажет, что переходы имеют практически равные значения. В течении одного-двух часов заряда общее высокое напряжение на батарее снизится до 12.0-13.0 V, а затем процесс заряда пойдёт как обычно. Высокое напряжение, которое требуется в самом начале заряда, вызвано появлением сульфата на пластинах, обладающего повышенным электросопротивлением при низкой плотности электролита.
Гарантийный талон заполняется на каждый аккумулятор при купле-продаже. Этот талон предполагает, что в батарее может быть допущен производственный дефект, который не удалось обнаружить методами контроля в процессе изготовления. И как только этот производственный дефект будет обнаружен (с помощью специалистов гарантийного пункта), данная аккумуляторная батарея должна быть заменена (в пределах установленного срока). Гарантия не устанавливается на другие показатели батареи: на её ресурс (календарный и по пробегу автомобиля), характер снижения работоспособности, интенсивности износа и снижения показателей работоспособности и т.д., поскольку невозможно проконтролировать режим эксплуатации автомобиля и обслуживания представленного на осмотр аккумулятора. Специалисты отличают дефекты производственные (связанные с изготовлением) от эксплуатационных, возникших в процессе работы батареи на автомобиле. Гарантия даётся только на производственные дефекты.
При назначении гарантийного срока, как правило, указывают ограничение для «режима такси». Но, что это за режим – определение нигде не раскрыто.
Значение плотности даёт возможность определить дефектную банку, когда аккумулятор слабо крутит стартер. Это измерение также позволяет отличить дефектную батарею от слабозаряженной и принять решение: либо замена, либо её подзаряд и поиск причин низкой заряженности на автомобиле.
Представляется странным, что в гарантийном талоне на стартерную аккумуляторную батарею зачастую указывается чисто календарный срок гарантии (2 или 3 года), но никак не оговаривается ограничение пробега автомобиля, не учитывается регулярность технического контроля состояния автомобиля, не учитывается и регулярность технического контроля состояния автомобиля в этот срок. Но какой бы это не был автомобиль, легковой или тяжёлый грузовик, он эксплуатируется в течении года в своём, индивидуальном режиме. В итоге одни заряжены на 50-60%, другие – на 80-100%, а третьи испытывают чрезмерный перезаряд. Именно среднесуточная степень заряженности батареи определяет её надёжность и календарную продолжительность работы. Так много месяцев подряд происходит использование конструкторского ресурса стартерной аккумуляторной батареи. В жаркие летние и холодные зимние месяцы года резко повышается интенсивность расхода этого ресурса. Полностью заряженные батареи в жаркое время испытывают перезаряд при высокой температуре окружающего воздуха и электролита и, как результат – преждевременное разрушение положительных пластин (электродов). Разрушение это сопровождается деформацией пластин, электрокоррозией жил решёток, выкрашиванием из ячеек решёток активной массы, происходит снижение работоспособности и наступает преждевременный отказ.
Заводские дефекты, как правило, приводят к снижению работоспособности или полному отказу в первые шесть месяцев эксплуатации автомобиля и представлены в основном разрывами цепи разряда внутри батареи или короткими замыканиями в одной из банок. Разрыв внутренней цепи связан с низким качеством сварки межблочных соединений или полюсных выводов.
Более широкий спектр отклонений от норм сборки блоков пластин способствует возникновению короткого замыкания (КЗ). Наиболее часто это происходит по вине сепаратора-конверта (одна сторона сверху короче другой, сепаратор при сборке был повреждён углом или заусенцем другой пластины, сварка конверта произведена с нарушением укладки боковых плоскостей и т.д.). Короткое замыкание двух смежных блоков (банок) в аккумуляторе по электролиту происходит по причине дефектной сварки МЭС (смещение центра сварки по отношению к центру отверстия), а также при наличии трещины в перегородке или дефектной сварки крышки батареи с перегородками между банками. В таких случаях плотность электролита в смежных банках одинакова, но значительно ниже, чем в остальных. При нормальном уровне электролита ЭДС батареи меньше на 2.0 В, а электролит из одной банки можно выбирать долго – он будет пополняться из соседней. Характерно, что при снижении уровня электролита в смежных банках ниже уровня дефекта (при длительном стационарном заряде) батарея может сохранять работоспособность, но только при низком значении напряжения разряда.
Установка отдельных пластин в полублоках с перекосом, а также протечки свинца при сварке (МЭС) смежных блоков, при сварке пластин в полублоки, при сварке полюсных выводов (втулки с борном) – вот основные причины аккумулятора с дефектом «короткое замыкание».
Наличие двух смежных пластин разной полярности в одном блоке без сепаратора кажется маловероятным, - ведь отсутствие сепаратора между разнополюсными пластинами исключает какую-либо работоспособность блока сразу после сборки (он выявляется сразу после ввода аккумулятора в эксплуатацию). Объяснить это можно наличием на поверхностях пластин тонкого синтетического материала, применяемого для сохранения активной массы от растрескивания до процесса сборки блока. Какой-то небольшой промежуток времени он может выполнять роль изолятора, но при последующей работе аккумулятора этот материал растворяется электролитом и наступает отказ – короткое замыкание блока.
Таким образом, из практики видно, что назначение календарных сроков гарантии в 2-3 года, если речь идёт только о выявлении производственных дефектов, в современных аккумуляторах не имеет логического обоснования. Гарантия на дефект по сроку не может соответствовать гарантии на общий конструктивный ресурс батареи. Поэтому и наступает разочарование автовладельца работой батареи после полутора-двух лет эксплуатации автомобиля в интенсивном режиме (70-100 тыс.км.). В гарантийном центре выносят приговор: «Батарея изношена». В большинстве случаев этот приговор относился к так называемым «необслуживаемым» аккумуляторам, т.е. – не имеющим пробок и заливных отверстий для доливки дистиллированной воды с целью поддержания уровня электролита над блоками пластин в банках и, главное, для контроля состояния заряженности в различные периоды эксплуатации. В эксплуатации нет стопроцентной гарантии на безотказность работы генератора или регулятора напряжения. Износ щёток коллектора генератора, плохая работа привода генератора от двигателя могут в различной степени влиять на надёжность работы стартерной аккумуляторной батареи за счёт снижения полноты её заряженности.